Нужны ли права на электротранспорт в Беларуси

Нужны ли права для электротранспорта

Правила дорожного движения в 2022 году для электрического транспорта – самокатов, скутеров и велосипедов.

В Республике Беларусь в октябре 2022 года вступили в действие поправки в правила дорожного движения, которые были закреплены соответствующим Указом от 18.04.2022 – «О совершенствовании организации дорожного движения».

Ранее, движение малогабаритного транспорта с электрическими двигателями небольшой мощности никак не регулировалось, но теперь ПДД Беларуси официально имеет понятие средств персональной мобильности. Сюда входит широкий круг транспортных средств, среди которых гироскутеры, электрические самокаты и скутеры, электровелосипеды, сегвеи и другие.

Правилами устанавливается разрешение для таких транспортных средств для перемещения по дорожкам для велосипедистов. Если же таковой на данном участке улицы нет, то допускается движение по пешеходному тротуару или обочине проезжей части, но устанавливается лимит скорости в 25 километров в час. При этом важная ремарка заключается в том, что средство индивидуальной мобильности не должно создавать помех для других участников движения или пешеходов.

Важным ограничением является то, что использовать технику на электрическом приводе в условиях городских улиц допускается только лицам, достигшим 14-летнего возраста. Данное правило не будет работать в пешеходной, а также жилой зоне.

Можно заметить, что электрический мобильный транспорт становится все более и более популярным у жителей Беларуси. Важно знать основные правовые нормы, которыми регулируется его использование. В первую очередь, это тип транспорта с юридической точки зрения, а также те правила дорожного движения, которым владелец обязан подчиняться.

К сожалению, по состоянию на октябрь 2022 года, законодательная база для индивидуальных средств мобильности развита слабо. Ввиду отсутствия четких законов и других нормативных актов, нет возможности определить весь перечень прав и обязанностей владельцев электроскутеров и самокатов.

В данном материале проанализировали некоторые наиболее яркие происшествия с данным видом транспорта, а также получили правовые комментарии от нескольких должностных лиц.

Поправки в правила дорожного движения Республики Беларусь на предмет интеграции в них требований к владельцам индивидуальных средств мобильности, стали обсуждаться еще в 2019-м году. Вот наиболее важные выдержки оттуда:

  • Мопедом называется средство передвижения механического типа, оснащенное двумя или тремя колесами. В движение оно приводится при помощи бензинового двигателя внутреннего сгорания, который соответствует следующим критериям – имеет рабочий объем не более 50 кубических сантиметров. Кроме этого, транспортное средство может приводиться в движение электрической силовой установкой с мощностью, попадающей в диапазон 0,25-4,0 киловатта. При этом обе этих категории не должны позволять выполнить разгон транспортного средства более 50 километров в час.
  • Правилами определено, что все требования, применяемые к пешеходам, одинаково распространяются на владельцев транспортных средств, оснащенных электрическим двигателем (за исключением электрических велосипедов), которые способны развивать скорость не более 25 км/ч. К данной категории также относятся и транспортные средства, имеющие двигатели иной конструкции, но с такой же скоростной характеристикой.

Можно с уверенностью констатировать, что данные формулировки в ПДД Республики Беларусь представляются достаточно размытыми. Это же признают и сотрудники Госавтоинспекции, которые в спорной ситуации подчас просто не знают, какую норму можно применить к водителю электрического транспортного средства. Данный вопрос активно обсуждался на самом высоком уровне еще с 2019-го года, когда тема была затронута во время брифинга начальника управления ГАИ МВД Дмитрия Корзюка. В частности, им было сказано следующее:

«В настоящее время, сотрудники ГАИ классифицируют электрический мобильный транспорт с точки зрения средства персональной мобильности, где ответственность предполагается практически аналогичной таковой у обычных пешеходов».

Как регулируется движение электрического транспорта по дорогам общего пользования?

В части данной регуляторной нормы все еще остается достаточное количество вопросов.

Общая рекомендация автоюристов – это вовсе ограничить передвижение на индивидуальных средствах мобильности по автомобильным дорогам общего пользования. Такой совет родился из-за того, что чаще всего сотрудники ГАИ склонны трактовать нечеткие правила дорожного движения в свою пользу, особенно, если управляющий электровелосипедом или электроскутером создал аварийную ситуацию.

Для иллюстрации можно привести характерную ситуацию, которая имела место быть в Гомеле в 2019-м году. Находясь в нетрезвом виде, сотрудник одного из предприятий двигался по проезжей части в сторону места проживания. Он был остановлен сотрудниками ГАИ, отправлен на медицинское освидетельствование, а затем суд применил в его отношении наказание в виде лишения права управления всеми транспортными средствами (в т.ч. и автомобилем).

Может произойти и другая ситуация. Предположим, что вы являетесь владельцем популярной модели электрического скутера Cito Coco и хотите пользоваться общей автомобильной дорогой. Формально, в данной ситуации должны быть применены все правила, прописанные в действующих ПДД, а именно – наличие водительского удостоверения с открытой категорией АМ, возраст водителя более 16 лет, наличие мотоциклетного шлема, техосмотра транспортного средства, а также страхового полиса. Естественно, и сам электрический мопед должен пройти регистрацию в ГАИ. Большинство из этих пунктов выполнить просто невозможно, поскольку просто не существует соответствующих законодательных норм.

0 0 голоса
Рейтинг
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии